Сегодня бизнес сталкивается с выбором: передавать часть задач подрядчикам или нанимать сотрудников для их выполнения. Роман Королев, руководитель по продажам Яндекс 360 для бизнеса, рассказал журналистам о плюсах и минусах инсорсинга и аутсорсинга и поделился, как компании выбрать бизнес-модель.
Инсорсинг vs Аутсорсинг
Инсорсинг — это выполнение всех процессов силами сотрудников компании. Их работа обычно зависит от специфики бизнеса, например, ИТ-разработка или SMM. Преимущество инсорсинга заключается в глубоком погружении специалистов в жизнь компании. Когда сотрудники работают на постоянной основе, они лучше понимают задачи бизнеса и могут быстро адаптироваться к изменениям. При этом компании легче контролировать работу, затраты на каждый проект и анализировать полученные результаты.
Однако инсорсинг требует значительных вложений. Нужно нанимать, обучать и удерживать высококвалифицированных специалистов. Кроме того, весь документооборот и вопросы налогообложения ложатся на бизнес.
Аутсорсинг, в свою очередь, предполагает привлечение внешних подрядчиков для выполнения задач. Обычно внешние компании нанимают для выполнения непрофильных или разовых работ, а еще в повышенный спрос и пиковый сезон. Основное преимущество аутсорсинга — экономия времени и средств. Нет необходимости держать большой штат сотрудников, особенно если задача временная или требует узкоспециализированных знаний. Кроме того, за качество услуг и все процессы отвечает подрядчик, а заказчик получает полностью готовый результат.
Но и у аутсорсинга есть свои риски. Компании теряют часть контроля над процессами, возможны сложности с адаптацией сторонних исполнителей к требованиям бизнеса. К тому же есть риск утечки данных, поэтому выбирать надо проверенных партнеров.
Как выбрать свою бизнес-модель?
Чтобы решить, кого выбрать — подрядчика или штатного специалиста, ориентируйтесь на несколько факторов.
1. Стадия бизнеса. На старте часто не хватает ресурсов для найма нужных специалистов в штат. В таких случаях выгоднее взять подрядчика. Устоявшемуся бизнесу больше подойдет инсорсинг.
2. Срочность. Быстрое решение задачи лучше доверить внештатным специалистам. Если у бизнеса есть время на найм, обучение и онбординг сотрудников, инсорс обеспечит команду, которая полностью погружена в жизнь компании.
3. Бюджет. Затраты всегда зависят от специфики задачи и ее частоты для компании. Аутсорс может оказаться дешевле для разовых задач или непрофильной работы. Например, если вы не логистическая компания, вам нет смысла покупать собственные автомобили и нанимать водителей в штат. Лучше обратиться к внешнему подрядчику.
4. Важность задачи и риски для бизнеса. Ключевые проекты, требующие контроля и сохранения конфиденциальности, лучше оставить штатной команде. Если компания специализируется на ИТ-разработке, лучше взять в команду специалистов, которые будут знать все тонкости бизнеса и соответствовать темпам работы.
Сегодня все больше компаний стремятся комбинировать подходы. Часто выгодно иметь в штате одного-двух профильных специалистов. Но чтобы оперативно их разгрузить, лучше держать в уме проверенных внешних партнеров, которые смогут включиться в работу, например, в пиковый сезон.
Инсорсинг и аутсорсинг — это инструменты, которые должны использоваться в зависимости от потребностей бизнеса. Грамотный выбор бизнес-модели поможет оптимизировать расходы, сформировать нужную команду и быть уверенными, что задачи распределены равномерно, и работа идет бесперебойно.